НАЦИОНАЛЬНЫЙ СОЮЗ
ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ
ШКОЛЬНОЙ И
ФОРМЕННОЙ ОДЕЖДЫ

Елена Косенкова: «Славянка» - это моя жизнь

Елена Косенкова руководит Псковской швейной фабрикой «Славянка» с 1983 года. Она является, пожалуй, одним из самых известных и уважаемых руководителей в отечественном легпроме. По просьбе Национального союза производителей школьной и форменной одежды Елена Александровна рассказала о своем становлении в качестве профессионала отрасли, а также о современном положении дел на «Славянке».

Корни

Я родилась в городе в Харькове на Украине. Моего папу перевели накануне Великой Отечественной войны во Львов, он был СМЕРШевец.  2 мая 1945 года мы его похоронили - папу убили бандеровцы. Так моя мама осталась одна с двумя детьми на руках: со мной и моей сестрой. Сестре было восемь лет, а мне - всего три. Это было голодное послевоенное время, маме было очень тяжело. Но она всегда была труженицей. В детстве мама с моей бабушкой, которая была портнихой, скитались по разным домам, где обшивали зажиточные семьи.

Мама у меня была удивительным человеком, в некотором смысле провидицей. Она могла утром встать и сказать: «Мне сон приснился, значит, будет то-то и то-то…». И потом это сбывалось. Что-то подобное передалось от мамы и мне. В одной из доверительных бесед она сказала нам с сестрой: «Девочки, то, что пережила я, - это очень плохо, но то, что предстоит пережить вам, мне даже страшно представить». Так оно у меня и вышло. Это и развал Советского Союза, и те проблемы, когда мы приватизировались, акционировались… Это был очень сложный период, когда в течение трех лет ждали, чтобы всё нормализовалось, и не понимали, что будет с фабрикой, пока Арбитражный суд не восстановил справедливость. Да и сейчас перед «Славянкой» стоят проблемы, как выжить на рынке и сохранить коллектив.

О чем бы я ни говорила и ни думала, все равно мысли возвращаются к фабрике. Неудивительно, ведь «Славянка» - это моя жизнь. Вся моя жизнь, все лучшие годы прошли здесь.

Начало карьеры

На Псковщине я оказалась благодаря мужу, который был военнослужащим и в 1961 году перевез меня из Львова сперва в город Остров, где я была главным инженером, а потом директором швейной фабрики. Работать приходилось много. Например, с первым ребенком я была в декрете месяц и 17 дней, со вторым чуть больше - десять месяцев. Так что я не понимаю, когда женщина говорит, что она устала. Русская женщина умеет и может все. Приходилось часто ездить в командировки, сыновья оставались то с соседкой, то с подругой. Была даже такая экстремальная ситуация: у меня с завтрашнего дня начинается декретный отпуск, а мне надо ехать в ночь в Ленинград из Острова на важное совещание. Сажусь в поезд - ни одной нижней полки, приходится залезать на верхнюю... И не ныли, не плакали. Сейчас сыновья уже взрослые, много внуков. Я богатая на наследников бабушка.

Псковская швейная фабрика

В 1983 году меня перевели на Псковскую швейную фабрику, которая тогда была филиалом крупнейшего в Союзе Ленинградского швейного объединения имени М.М. Володарского. Прошло почти сорок лет, которые были связаны и со становлением фабрики как самостоятельного предприятия, и с моим становлением в качестве руководителя. Я очень благодарна и всегда с теплом вспоминаю тот наш коллектив, многие представители которого, к сожалению, уже ушли на небеса.

Вспоминается 1985-й год, когда мы обсуждали, что в закройном цехе нам нужно новое оборудование, большие такие раскройные агрегаты. Тогда я сказала: «Доживем ли мы?», а начальник цеха Нина Ивановна Иванова ответила: «Елена Александровна, может, и доживем». Так вышло, что она уже ушла, а мы потом приобрели пять таких настилочно-раскройных столов. С приобретением этого оборудования у нас и количество, и качество продукции значительно повысилось.

Легендарный бренд TRUVOR

В 90-е, когда рынок оказался перенасыщен импортной продукцией, стало ясно, что без собственного бренда, то есть без собственного лица, у нас нет никаких перспектив. Так, в 94-м у нас появился свой собственный бренд - TRUVOR. Он возник почти случайно. Конечно, мы понимали, что нужен какой-то современный бренд, тем более что марка «Славянка» не очень соответствовала нашей специализации на мужских костюмах. Тогда, в середине 1990-х годов, приветствовались иностранные слова при выборе названий брендов – мол, это сразу будет означать что-то западное. Но такой уж я человек, бывший «красный директор», что ощущаю себя приверженцем всего российского. И мне казалось невозможным, чтобы мы, российские граждане, живущие в самой исторической части страны, взяли для своего бренда иностранное слово. Однажды в совершенно случайном разговоре зашла речь о Труворе, легендарном правителе Псковской земли IX века, и я предложила это слово как основу для нового бренда. Как бы то ни было, это не иностранное слово – это имя соратника Рюрика, одного из братьев, который здесь воеводил и похоронен у нас в Изборске. Благодаря историко-культурным ассоциациям получилась и некая привязка нашей продукции к месту производства.

 

Развитие и международная кооперация

За последние 20 лет мы серьезно переоснастили наше производство, много всего закупили. Это и настилочно-раскройные комплексы, и новое полуавтоматическое оборудование в швейных цехах, и много чего еще. Сегодня у нас современное высокотехнологичное производство. К сожалению, это нас и ко многому обязывает. Например, приобретение запчастей является большой проблемой, поскольку они нужны всегда, а цены на импортные комплектующие в последние годы существенно выросли.

Зато мы имеем возможность производить продукцию мирового уровня. В 2002 году мы прошли сертификацию системы менеджмента качества на соответствие требованиям международных стандартов серии ISO 9001-2000. Это нужно было для того чтобы выходить на европейский рынок, мы работали с Прибалтикой, Швецией, Германией и другими странами.  Без сертификата в Европе с тобой даже разговаривать не будут, не говоря уже о том, чтобы приглашать на выставки, какие-то заказы размещать. Однажды мы сотрудничали с одной испанской фирмой, и даже при наличии сертификата они проводили у нас аудиторские проверки, вплоть до того, что смотрели, куда мы деваем испорченные иголки. Сейчас, к сожалению, наша страна в такой ситуации, что выйти на европейский рынок откровенно невозможно. Нас обложили со всех сторон, и это чисто политическая история, потому что по качеству мы соответствуем всем требованиям.

Состояние рынка

На европейском рынке нас не ждут, а наш внутренний рынок сжимается вот уже восемь лет подряд. Падение спроса колоссальное, мы видим это по нашим оптовым покупателям. Например, раньше у одного из них было 50 магазинов, а сегодня осталось десять. У нас у самих остались магазины только во Пскове и в Великих Луках. Конечно, появились маркетплейсы, но продажи там низкие, а условия грабительские. К счастью, в 2016 году мы запустили собственный интернет-магазин, который прекрасно работает по сей день. Продавать мужские костюмы через интернет непросто, но мы разместили всю необходимую информацию о том, как измерять параметры фигуры, чтобы правильно подобрать костюм. Поэтому у нас очень низкий процент возвратов в интернете: на 100 проданных костюмов всего один-два возврата.

Кадровый вопрос

Но все-таки проблема номер один сегодня – это кадры. Мы испытываем острую нехватку дизайнеров, конструкторов, технологов – вообще швейников любой специализации. Что касается швей, то сегодня у нас на фабрике не швеи, а операторы автоматов, полуавтоматов, раскройного производства. Оборудование сегодня очень серьезное, там электроника, и операторы должны уметь ей управлять.

Конечно, легкая промышленность не может предложить высоких зарплат, тем не менее, мы стараемся привлекать на фабрику молодых специалистов.  У нас с 1972 года прямые связи с одним из колледжей Пскова. Мы постоянно поддерживаем колледж: и оборудование ставили им, и финансовую поддержку оказывали. Мы также привлекаем колледжи других регионов, буквально недавно уехала группа студентов, три месяца у нас работали. Кроме того, сотрудничаем с центром занятости.

Оптимизм по жизни

Несмотря на все трудности, фабрика живет и развивается. Сегодня в нашем ассортименте порядка трехсот моделей мужского костюма, мужские куртки и пальто, а также около ста моделей школьной формы для мальчиков и девочек. Я по жизни оптимистка. Вместе с трудовым коллективом пережила все, что было в нашей стране, не упали духом, не потеряли людей. И что бы ни ожидало нас в дальнейшем, все равно найдем способ выстоять и выжить.

Не зря говорят, один в поле не воин. И это правда. На фабрике работают специалисты, управленцы высокого уровня. Я горжусь каждым. Это сплоченный трудовой коллектив, готовый решать и выполнять все задачи, которые стоят перед нами.


Версия для печати